ГлавнаяО ЗощенкоОтзывы и пожеланияСтатьи  

Рассказы по алфавиту:    А     Б     В     Г     Д     Ж     З     И     К     Л     М     Н     О     П     Р     С     Т     Ф     Х     Ц     Ч     Ш  
Рассказы за года:
 
 


Реклама:
 
 


Другое:
 
 








Роза-Мария



Задумал один житель села Ф., некто товарищ Ле­бедев, окрестить своего младенца.

Так-то он шел до сих пор против религии. Он церк­ви не посещал. Ничего такого церковного не делал. И даже, наоборот, имея передовые взгляды, состоял од­но время в кружке безбожников.

Но у него в этом сезоне родилась девочка. И вот ее-то он и задумал окрестить.

Вернее, его жена, эта малодушная мать, подбила его это сделать. И не так даже жена, как ее недаль­новидные родители дали тон всему делу. Поскольку они начали вякать: ах, дескать, некрасиво, если не крестить, дескать, вдруг она вырастет или, наоборот, умрет и будет некрещеная, что тогда.

Ну, несерьезные разговоры политически отсталых людей.

А Лебедев удивительно не хотел крестить свою де­вочку. Тем не менее душа у него дрогнула, когда на него насели. И он, имея внутренние противоречия, дал свое согласие. Он им так сказал: — Ладно. Крестите ее. Только мне бы не хотелось, чтобы вокруг этого вопроса шум стоял. Безусловно, я волен распоряжаться своим мировоззрением. Хо­чу— крещу, хочу, наоборот,— не крещу. Но все-таки разговоры начнутся, пятое-десятое; дескать, крестил все-таки, собачий нос, обратился, дескать, к услугам церкви, дескать, недаром, скажут, дядя его в мирное время у домовладельца служил старшим дворником.

На это жена ему сказала, что если он сам не наде­рется по случаю крещения дочери, то никакого шуму не будет стоять около этого вопроса.

И вот родители договорились со священником, что­бы тот им окрестил девочку, И тот за пятерку взялся это сделать и назначил им день и час.

А тем временем родители зарегистрировали своего младенца в загсе под именем Роза, получили там ма­нуфактуру и в определенный день явились в церковь для совершения крещения.

А в тот день там крестили еще одного младенца. И наши, ожидая своей очереди, стояли и глядели, как это происходит.

И сам Лебедев, будучи все-таки настроен против религии и имея, так сказать, критический взгляд на все церковное, не мог, безусловно, стоять молча. Он не мог инертно стоять. И он все время задирал батюш­ку своими колкими замечаниями.

И чего батюшка ни сделает, Лебедев на это ехидно улыбается, а то и просто ему что-нибудь под руку говорит. «Ну, загнусил»,— говорит. Или там: «Ну, еще чего придумал»... Или, глядя на рыжеватую расти­тельность батюшки, вдруг говорит: «Ни одного рыже­го среди святых не было... А этот рыжий».

Это последнее замечание вызвало смех среди род­ственников. Так что батюшка даже на минуту прервал крещение и на всех сердито поглядел.

А когда он взялся за лебедевского младенца, то Ле­бедев отчасти потерял чувство меры и уже начал от­крыто долбить батюшку своими ехидными замеча­ниями.

И даже шутливо, правда, сказал: — Ну, гляди, борода, чтобы ребенок мой не про­стыл благодаря твоему крещению. А то я тебе прямо храм спалю.

У батюшки даже руки затряслись, когда он это ус­лышал.

Он так сказал Лебедеву: — Слушайте, я вас не понимаю, если вы пришли сюда меня поддевать, то я на вас удивляюсь. Вы от­даете себе отчет, что получается? В тот момент, когда я держу вашу девочку в руках, заместо очистительной молитвы у меня в душе разгорается против вас злоба и сквернословие, и вот какую путевку в жизнь я даю мысленно вашей девочке. Да, может, теперь ее всю жизнь будет лихорадить, или, наоборот, она станет глухонемая.

Лебедев говорит: — Ну, если ты мне младенца испортишь, то я тебе все кудри вырву, имей это в виду.

Батюшка говорит: — Знаешь что. Лучше заверни своего щенка в одея­ло и выкатывайся из храма. И я тебе верну твою пя­терку, и мы разойдемся по-хорошему, чем я буду все время такое нахальство слышать.

Тут родственники начали одергивать Лебедева: дес­кать, заткни, действительно, глотку-то; дескать, обо­жди, вот выйдешь из храма, и тогда отводи душу; дес­кать, не задергивай попа, а то он нам, чего доброго, девочку на пол опрокинет. Гляди, у него руки тря­сутся.

И хотя Лебедева раздирали внутренние противоре­чия, но он сдержался и ничего такого не ответил свя­щеннику. Только он ему сказал: — Ну, ладно, ладно, не буду больше. Веди благо­родней крещение, длинногривый.

Вот батюшка начал произносить церковные слова. Потом, обратившись к Лебедеву, говорит: — Какое имя мне произносить? Как вы назвали своего ребенка? Лебедев говорит: — Мы ее назвали — Роза. Батюшка говорит: — То есть сколько хлопот вы мне доставили своим посещением. Мало того, что вы меня поддевали, так теперь выясняется, что вы не то имя дали младенцу. Роза — суть еврейское имя, и под этим именем я ее крестить отказываюсь. Заверните ее в одеяло и идите себе из храма.

Лебедев, растерявшись, говорит: — Еще того чище. То он на ребенка лихорадку на­гоняет, то он вообще отказывается его крестить. А это имя есть от слова «роза», то есть это есть растение, цветок. А другое дело, например, Розалия Семенов­на— кассирша из кооператива. Там я не спорю: есть еврейское имя. А тут вы не можете отказываться ее так крестить.

Батюшка говорит: — Заверните своего ребенка в одеяло. Я его во­обще не буду крестить. У меня в святцах нет такого имени.

Родственники говорят священнику: — Слушайте, мы же его в загсе под этим именем записали. Что вы, ей-богу, горячку разводите.

Лебедев говорит: — Я же вам говорил. Вот какой это поп. Он против загса идет. И сейчас всем видать, какое у него нахаль­ное политическое мировоззрение.

Поп, видя, что родные не уходят и ребенка не уно­сят, стал разоблачаться. Он снял свою парчовую ризу. И тут все увидели, что он теперь ходит в штанах и вы­соких сапогах.

И он в таком богохульном виде подходит к обра­зам и гасит свечи. И хочет выплеснуть воду из купели.

А в храме, между прочим, находилось одно приез­жее лицо. Оно прибыло сюда по делам, для проверки кооператива. И теперь оно нарочно, просто так, от не­чего делать, зашло в церковь, чтобы посмотреть, что там и как там сейчас бывает.

И теперь это лицо взяло слово и говорит: — Я хотя стою против обрядов и даже удивляюсь на темноту местных жителей, но раз ребенка уже раз­вернули и родители горят желанием его окрестить, то это надо исполнить во что бы то ни стало. И чтобы выйти из создавшегося положения, я предлагаю ваше­го ребенка назвать двойным именем. Например;, у вас оно Роза, а тут, например, оно пускай Мария. И вме­сте это дает Роза-Мария. И даже есть такая оперет­ка, которая нам сигнализирует, что это в Европе бы­вает.

Поп говорит: — Двойных имен у меня в святцах нету. И я даже удивляюсь, что вы меня этим собираетесь сбить. Если хотите, я ее Марией назову. Но Роза — я даже мыслен­но произносить не буду. Лебедев говорит: — Ну, пес с ним. Пущай он тогда ее Марией назо­вет. А после мы разберемся.

Батюшка снова надел свою ризу и быстро, в тече­ние пяти минут, произвел всю церковную операцию.

Лебедев беседовал с приезжим лицом и благода­ря этому никаких своих замечаний по поводу действий попа не вставлял. Так что все прошло вполне благо­получно.

Но надежды Лебедева — чтобы не было шуму вок­руг этого вопроса — не оправдались. Как видите, сия история попала даже в печать. И не напрасно. Не ходи по церквам, если твое мировоззрение не дозволяет. А уж ежели пришел в храм — веди себя прилично и не задергивай батюшку глупыми замечаниями.

1938










Сегодня
пользователей: 72
страниц: 257

Всего
пользователей: 787606
страниц: 7257171

  Яндекс.Метрика
Катра сайта